Сибиряк Георгий Байдуков открыл дорогу в Америку и реабилитировал самолет


Сибирь - Америка: мост над Северным полюсом

(Окончание, начало в NN 7, 9.)

"Америка, мы первые, но не последние!"

Шило в мешке не утаишь. А наличие большого количества уникальных самолетов в стране в секрете не сохранишь. Лучший конспиратор всех времен и народов товарищ Сталин понимал это лучше других. Поэтому, раз самолет рекордный, решили громогласно устанавливать рекорды.

Первым рекордом должен был стать перелет из СССР в США через Северный полюс. Заодно и машину бы испытали в высоких широтах.

Дело поручили Герою Советского Союза N 2 прославленному полярному летчику С. А. Леваневскому. Вторым пилотом стал Георгий Байдуков. Штурманом - В. И. Левченко. К слову, через два года Леваневский и Левченко поведут в Америку дальний бомбардировщик ДБ-А, но за полюсом у них сломается двигатель. На оставшихся трех моторах они попытаются дотянуть до ПСОН, однако безуспешно. Судьба ДБ-А и его экипажа не выяснена до сих пор.

3 августа 1935 года тяжелая машина поднялась в воздух с Щелковского аэродрома. Однако уже на подлете к Кольскому полуострову начался аварийный выброс масла. Полет пришлось прервать.

Леваневский после полета заявил Сталину, что машина ненадежна и что летать на ней он не будет. Сталин своему любимцу верил и чуть было всю эту затею не прикрыл.

Дело спас Байдуков. Он обнаружил причину выброса масла, и самолет был реабилитирован.

Назначили новый экипаж: В. П. Чкалов, Байдуков и штурман А. В. Беляков. Выбрали новый маршрут: Москва - остров Виктория - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - бухта Тикси - Петропавловск-Камчатский.

Перелет оказался удачным. Экипажу присвоили звания Героев Советского Союза, а три острова переименовали в их честь. С тех пор скалистый остров Лангр стал островом Байдукова.

На следующий год настал черед Америки.

Вылетели 18 июня 1937 года. Полет продолжался 63 часа 16 минут. Прошли 11430 километров. У штурмана вышел из строя секстант. Самолет попал в болтанку и кое-как слушался управления. Началось обледенение, и пришлось израсходовать весь спирт из антиобледенительной системы. После Северного полюса ориентировались по радиомаякам ПСОН. Над горами летели ночью на максимальной высоте, у летчиков кончился кислород в баллонах, а у Чкалова пошла кровь носом, еле ее остановили. Пришлось повернуть в сторону океана. Над водой шли на высоте нескольких метров. Не удалось перекачать горючее, и поэтому пришлось совершить посадку на военном аэродроме "Пирсон-Филд" в городке Баракс близ Портленда, штат Вашингтон.

Америка была в восторге. Отважных русских носили на руках. От штата Вашингтон до города Вашингтон был сплошной триумф. Президент США Ф. Д. Рузвельт лично принимал героев. Это ему веселый Валерий Павлович прямо заявил: "Мы - первые, но не последние!"

Но, видимо, господин президент его плохо понял.

Через месяц в Сан-Джасинто, штат Калифорния, приземлился второй самолет РД. Америка вновь ликовала.

Потом много раз десятки самолетов РД уходили в неизвестном направлении с аэродрома Щелково, но Америка об этом не догадывалась.

Максим ГИБШЕР, специально для "Новой Сибири"

На снимке: самолет РД.

От редакции:

На первый взгляд, тема исследований Максима Гибшера, мягко говоря, не нова: уж сколько всего понаписано о загадочно пропавшей экспедиции Сигизмунда Леваневского и легендарном супергерое Валерии Чкалове. Но дело в том, что Максим Гибшер ставит в своей работе совершенно иные задачи (и как историк, и как публицист).

Русско-американские отношения во все времена носили двойственный характер. Одна сторона медали этих отношений символично очерчена в культовом фильме о Валерии Чкалове: герой-рекордсмен, убежденный патриот стремится во что бы то ни стало совершить перелет из СССР в США. Добиваясь своей цели (во имя Родины, партии и товарища Сталина), Чкалов победно свистит с крыла самолета якобы советского производства (триумф социалистической индустрии, как-никак!).

Но бесконечный "о'кэй" советско-американской дружбы носил более чем лицемерный характер - бесконечное воровство американских технологий стало приобретать лавинообразный характер.

Максим Гибшер, как и многие представители "новой волны" современных молодых историков, не зашорен идеологическими догмами. Его интересует историческая истина, в данном случае: зачем такое громадное количество титанических усилий прилагало партийное руководство страны ради каких-то рекордных полетов? Согласно исследованиям Гибшера, все полеты проходили под неусыпным контролем советской разведки, так же, как и все поездки Туполева в США. Результат однозначен: создание полярных станций особого назначения - ПСОН (в том числе и на территории Канады) имело характер откровенно шпионской акции глобального характера.

Отчасти во многом виноваты и сами американцы, позволившие вывезти русским из США собственные танки под видом тракторов. Впоследствии технологический шпионаж более чем оправдал себя - достаточно вспомнить историю создания ядерной бомбы...

Время проходит. Грифы "Секретно" теряют свое значение. И мы узнаем, что если назвать американский трактор, танк или самолет русским именем - сути дела это не изменит. Изменит лишь взгляд на наше историческое прошлое.

Но, как это ни странно, почему-то приятно осознавать, что ко всей это истории имел прямое отношение и наш земляк, сибиряк Георгий Байдуков. Сибиряки, как известно, народ спокойный, это пускай Чкалов свистит с крыла самолета, к восторгу американских журналистов. А Байдуков, быть может, был делом занят - изучал военный аэродром "Пирсон-Филд"...

В номере | Назад | Главная страница